Ведущей идеей своего педагогического
опыта я считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и
самовыражению. Моя концепция основывается на любви, уважении и доверии
к детям. Я твердо убежден, что каждый ученик – это личность, в которой заложены
потенциальные возможности и способности. И моя
задача – способствовать раскрытию и развитию возможностей учеников.
Актуальность опыта основывается на разрешении следующей проблемы: развитие личности, способной к творчеству и самостоятельности в решении жизненных социальных проблем через урок истории.
Новизна опыта заключается в широком использовании в педагогической практике фактора человеческого общения, что способствует созданию успеха как для ученика, так и для учителя.
Моя педагогическая концепция
Ведь каждый ученик – это личность со своим маршрутом достижения успеха. А этапы у этого пути могут быть следующими. Когда я знакомлюсь с детьми, то ставлю задачу перед собой и перед ребенком. Мы оба находимся в начальной точке пути, и каждый из нас знает, что нам придется столкнуться со многими сложностями, но если мы будем вместе, то обязательно дойдем до победного финиша. Первое, в чем я убеждаю ребенка: ставь задачу и иди, не бойся. Потерпеть неудачу – это не самое худшее, хуже – не пытаться. Моя задача в начале вселить уверенность в ребенка, у которого должен отсутствовать страх передо мной, перед моими знаниями
Он готов постоянно учиться, ему нравиться
самообразовываться и совершенствоваться. Ученику на этом этапе достаточно
одного слова, одного совета, и он сам начинает тянуться к книгам, к трудным
задачам, к новым исследованиям. В какой-то момент наступает третий этап, ученик
должен ежедневно, ежечасно чувствовать интерес к себе, к тому делу, которым он
занят, с моей стороны, со стороны
учителя. Каждый урок должен подтверждать моим ученикам, что все интересное –
сложно, что все сложное – интересно.
Поэтому в своей работе я пытаюсь формировать и развивать творческие способности учащихся, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, умение самостоятельно находить решение поставленных задач. Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс в организации самостоятельной работы учащихся.
Педагогические технологии, используемые в опыте
- система нетрадиционных уроков, с использованием информационно- коммуникационных технологий,
- система индивидуальных и коллективных творческих заданий,
- работа с текстами учебника, историческими источниками.
- работа с картами, наглядным и иллюстративным материалом.
Также в своей работе стараюсь использовать различные формы нестандартных уроков: урок-практикум, урок – исследование, урок-экскурсия, урок- соревнование. Все это не только способствует повышению познавательной активности учащихся, но и развивает творческие способности личности учащихся.
В процессе своей работы я реализую метод дифференцированного обучения, личностно ориентированного подхода к учащимся. Применяю в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную форму обучения.
Творческие способности учащихся развиваются при непосредственном участии в учебной деятельности. В своей работе стараюсь широко использовать проблемный метод обучения. Постановка проблемы вызывает интерес, заставляет мыслить, формирует познавательный интерес, благодаря которому как знания, так и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта и важнейшим фактором воспитания всесторонне развитой личности.
Исторические диктанты, политинформация, составление и разгадывание исторических кроссвордов, тестовые и контрольные работы позволяют проверить уровень развития каждого ученика.
Стараюсь использовать в своей работе и метод проектов, так как считаю, что подобный вид деятельности способствует наиболее полному раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка.
Овладевая методом проектов, учащиеся учатся
работать с различными источниками знаний, устанавливать точные календарные
сроки выполнения своей работы.
Урок – главная, но не единственная форма обучения в школе. Во внеурочной работе уделяю особое внимание краеведческой работе. Краеведение в современных условиях является мощным воспитательным фактором, средством воспитания патриотизма. Изучая вопросы краеведения, ребята обучаются способам поиска и сбора информации по различным вопросам истории, учатся пользоваться архивными материалами, анализировать и систематизировать их, оформлять научно-исследовательские работы. Встречи с интересными людьми, экскурсии, походы, участие в областных и районных акциях – все это способствует активизации исследовательской деятельности учащихся.
В школьном музее
Интервью для "Вестей Оренбуржья"
Экскурсии, встречи незабываемые.
Я убежден, что учитель не должен останавливаться на достигнутом, необходимо постоянно продолжать поиски новых приемов и методов обучения и воспитания. Только творчески работающий педагог может сформировать творчески развитую личность.
Кто есть Учитель? Тот, кто принимает
Участие в судьбе страны,
Кто на себя заботу возлагает
За будущее нашей детворы;
И тот, кто, оставаясь оптимистом,
Сопровождая к знаниям детей,
Сам не стоит на месте, а стремится
Быть лучше, чем он есть: умней, честней.